На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анвар Хакимов
    Сыр - любимый продукт!Сыр!… и его польз...
  • Андрей Аверков
    Ну ладно, Ельцин не дожил до светлого будущего... Зеленского можно вылечить...Плазмаферез – при...

Как и зачем проверять контрагентов в современном бизнесе

Для чего нужно проверять контрагентов

В первую очередь для того, чтобы потом налоговики не придирались к вашим расходам, не снимали вычеты по НДС, не доначисляли налоги и не штрафовали, если вдруг ваш контрагент им не понравится.

Ещё с начала «нулевых» годов налоговики пытались переложить ответственность за неуплату налогов фирмами-однодневками на их контрагентов.

В 2006 году появилось понятие «должная осмотрительность» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Бизнесмен мог избежать налоговой ответственности при работе с подозрительными контрагентами, только если докажет, что принял все меры для их проверки.

У налоговиков не будет претензий к вашим расходам и вычетам, если:

  • товары или услуги, которые вы купили, действительно были нужны для вашего бизнеса;
  • сделка была не только на бумаге, но и в действительности;
  • поставил товары или оказал услуги именно тот контрагент, с которым вы заключили договор, а не кто-то другой.

Контрагент должен обладать правоспособностью, а его руководители — необходимыми полномочиями.

У исполнителя по договору должна быть техническая возможность выполнить свои обязательства: персонал, помещения, оборудование и т.п. К примеру, вы заключаете договор на грузоперевозки — тогда у исполнителя должен быть соответствующий транспорт. У поставщика товаров должны быть склады, приспособленные для хранения таких товаров, персонал и т.д.

Все это нужно проверить, прежде чем подписывать договор.

Что будет, если не проверить контрагента

Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.

Если налоговики докажут, что у контрагентов не было возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, суд встанет на их сторону.

Доказать фиктивность сделки могут такие факты:

  1. Контрагенты не находятся по адресу государственной регистрации.
  2. Налоговую отчётность сдают с нулевыми или минимальными суммами.
  3. У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
  4. Нет расходов, связанных с исполнением обязательств: на закупку товаров, аренду помещений и коммунальные платежи, выплату зарплаты и т.п.
Работа с непроверенными контрагентами — это не только налоговые риски, но и риск нарваться на мошенников. Например, если компания с 2-3 сотрудниками, без основных средств и членства в СРО предлагает выполнить строительные работы и просит перечислить аванс, вы рискуете остаться и без денег, и без построенного объекта.

Какие данные собрать для досье на контрагента

Перед сделкой проверьте:

  • Сведения о регистрации и постановке на налоговый учёт.
  • Есть ли у руководителей полномочия на заключение сделки.
  • Где фактически находится фирма.
  • Есть ли у неё производственные площади, оборудование, нужный персонал.
  • Есть ли у компании сайт и какая информация на нём размещена: есть ли сведения о компании, руководстве, информация о товарах и услугах, насколько актуальны данные на сайте.
  • Есть ли нужные лицензии и членство в СРО.

Полезно проверить судебные дела, в которых участвовал ваш потенциальный партнер. Если он часто фигурирует в судебных процессах в качестве ответчика, то скорее всего он не выполняет обязательства или находится в финансовом кризисе.

Где взять информацию о контрагенте

Самый простой вариант — запросить информацию у самого партнёра по сделке. Если он отказывается её давать — это уже повод для того, чтобы насторожиться.

Воспользуйтесь специальным https://tassbiz.ru/ для проверки контрагентов и получите полное досье:

  • не является ли юридический адрес фирмы адресом массовой регистрации, а учредитель — массовым учредителем;
  • сдает ли фирма отчётность, какие у неё доходы и расходы;
  • какая среднесписочная численность сотрудников;
  • есть ли у фирмы налоговые правонарушения и долги перед бюджетом;
  • не находится ли фирма в состоянии ликвидации или банкротства, и многое другое.

Собрав полное досье вы сможете оценить финансовое положение и благонадёжность контрагентов, и снизить финансовые, репутационные и правовые риски при работе с партнёрами.

Вывод

Проверка контрагента позволяет не только защититься от возможного мошенничества, но и снизить налоговые риски.

Чем крупнее предстоящая сделка, тем тщательнее нужно проверить контрагента. Одних регистрационных документов недостаточно — нужно убедиться, что у партнёра есть ресурсы для выполнения обязательств.

Информацию запрашивайте у самих партнёров и в специальных сервисах для проверки контрагентов.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды.

Картина дня

наверх